Профессиональное выгорание.

Термином «выгорание» психологи обозначают эмоциональное истощение, которое чаще всего проявляется нарастанием безразличия к своей работе и обязанностям.
Психологи подсчитали, больше всего эмоциональному выгоранию подвержены те, в чьи обязанности входит работа с людьми. Это врачи, учителя, работники сферы услуг. А такие положительные черты, как склонность к сочувствию, мягкость, увлеченность работой, лишь ускоряют процесс.
Есть и другие факторы риска. Так, согласно исследованиям финских ученых, чаще всего «горят» трудоголики, которые проводят на рабочем месте более 45 часов в неделю, а также те, чьи заслуги не были вовремя оценены начальством и коллегами. Не видя благодарностей, сотрудники постепенно теряют высокую самооценку и начинают более халатно относиться к своим обязанностям. Еще одна опасность, которая подстерегает работника, – монотонная деятельность, однообразные, скучные задачи, не требующие творческих решений.
Специалисты также предупреждают консерваторов – оказывается, слишком длительная работа в одной должности и даже в одной компании способна «сжечь» сотрудника. Служащие, проработавшие на одном месте больше 15 лет, в пять раз чаще подвергаются эмоциональному выгоранию по сравнению с теми, кто не задерживается на одном месте больше 4 лет.
Психологи выделяют несколько стадий эмоционального выгорания. На первой трудно заподозрить, что сотрудник вот-вот «сгорит». Напротив, он кажется слишком увлеченным работой – часто задерживается, пропускает обед, не отвлекается на разговоры с коллегами и забрасывает ради работы любимое хобби. Вслед за первой стадией наступает вторая, которая сопровождается утомлением, постоянным ощущением тревоги и даже физическим недомоганием. На третьей стадии добавляются эмоциональные признаки выгорания. Например, прежде сочувствующий каждому пациенту врач начинает воспринимать больных как неодушевленные предметы, становится более циничным. Как правило, при этом делается акцент на материальную составляющую. «Мне за сочувствие не платят! Я делаю то, что входит в мои обязанности, не требуйте, чтобы я вкладывал в работу душу».
На последней стадии сотрудника начинают раздражать не только клиенты, коллеги и начальство, но и он сам. Пропадает чувство удовлетворенности работой, падает самооценка, уходит вера в собственные силы.

Что делать, если вы заметили у себя симптомы выгорания? Есть несколько способов себе помочь.

  • Определите цель. Зачем вы работаете, раз это не приносит радости? Цели могут быть долгосрочными, например получить повышение, и краткосрочными – удачно выступить на совещании. Специалисты советуют не пренебрегать краткосрочными целями. Любой успех – это повод гордиться собой и укреплять подпорченную самооценку.

  • Рассчитывайте силы. «У черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой, чем у зайца» – эта китайская пословица должна стать вашим девизом. Чувствуете, что устали, – берите отпуск! Как известно, кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает!

  • Учитесь. Специалисты считают, что получение новых знаний и обмен профессиональным опытом – лучшее средство от выгорания. Так что не отказывайтесь от участия в конференциях и курсов повышения квалификации.

  • Не соревнуйтесь. Перфекционисты сгорают на работе быстрее других. Быть всегда лучшим – тяжелый труд, который редко кто сможет выдержать в течение долгого времени. А раз так, не стоит винить себя за то, что уступили кому-то в конкурентной борьбе.

  • Смените работу. Иногда – это единственный способ сохранить себя как профессионала.