О сериале "Аббатство Даунтон".

Аббатство ДаунтонНаблюдать за быстрым изменением устоявшегося уклада всегда интересно и поучительно. Конец Викторианской поры почти совпал с календарным рубежом XIX и XX веков, но и эпоха Эдвардианская поначалу не слишком с ней соперничала внешне или по сути, скорее плавно дополняла. Первое время людям было трудно понять, что жизнь меняется и мир уже никогда не будет прежним, и только шок вынудил их трезво оценить окружающую их действительность. Подобно тому, как в наши дни падение башен Всемирного торгового центра обозначило конец XX и начало XXI века, так и исторической вехой перехода грани столетий для обитателей Старого и Нового Света историки считают крупнейшую техногенную катастрофу той поры - гибель "Титаника" в 1912 году. Именно эту катастрофу сценарист сделал спусковым механизмом, приводящим в действие цепочку событий в вымышленном аббатстве Даунтон (Йоркшир). Все дело в юридической тонкости, чисто британской: майоратные поместья всегда передавались по мужской линии. У хозяина роскошного поместья Даунтона Роберта Кроули графа Грэнтэма и его жены-американки Коры есть три дочери - Мэри, Эдит и Сибил, но сына нет, так что титул и замок отойдут одному из кузенов сестер. Однако наследник титула графа Грэнтэма погибает на "Титанике", и права отходят к дальнему родственнику - адвокату Мэтью Кроули, который в начале первого сезона вместе с матерью приезжают в Даунтон. Брак Мэтью и Мэри мог бы вернуть гармонию. Но поскольку в том браке весьма заинтересовано старшее поколение Кроули (включая вдовствующую графиню Грэнтэм), Мэри и Мэтью инстинктивно сопротивляются навязываемым им поступкам - даже в ущерб взаимным симпатиям молодых людей. Чтобы развести Мэри и Мэтью далеко друг от друга, а затем снова свести, сценаристу пришлось задействовать множество событий, включающих тайный скандал (с участием мертвого турецкого дипломата), Первую мировую войну, угрозу разорения Даунтона, эпидемию "испанки" и прочие напасти. Впрочем, если бы сюжет свелся только к матримониальным терзаниям клана Кроули, сериал едва ли бы зацепил так много людей по обе стороны Атлантики, вызвал всплеск интереса критиков и получил множество наград, включая "Эмми" и "Золотой глобус". На экране присутствуют десятки персонажей, которые, по словам сценариста, "попадают в разные, но одинаково драматические ситуации". Нижний этаж Даунтона, где живут слуги, возглавляемые дворецким мистером Карсоном, не менее важен для сюжета, чем этаж верхний, занятый аристократами. Тщательно прописаны все сюжетные линии, едва ли не у каждого из 33 персонажей есть своя тема. Нам любопытны не только взаимоотношения дочерей графа Грэнтэма со своими потенциальными избранниками (среди которых, кстати, могут оказаться журналист и даже шофер), но и коллизии с участием обитателей "нижнего этажа" - лакеев, горничных, кухарок. Мы следим за попытками Эдит выйти замуж, но не меньший интерес вызывают судьбы несправедливо обвиненного в убийстве бывшей жены графского камердинера и трогательно влюбленной в Бейтса старшей горничной. Сценаристы знают свое дело, и каждая сюжетная линия выверена и гармонична. Если первый сезон был чем-то вроде вступления, то во втором и третьем в центре повествования оказываются старшая и младшая сестры - по очереди. В четвертом сезоне эстафетная палочка должна перейти к средней сестре. Но леди Мэри как старшая не уступит пальму первенства средней, с которой по сюжету состоит в постоянных контрах. Оставшись вдовой с маленьким ребенком на руках, она должна найти в себе силы жить и любить...